Все о RFID
RFID и системы  доступа
RFID и программы лояльности
Адрес:
Группа компаний "Релвест"
191015, Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, д.4
Телефоны:
(+7-812) 274 6078, 274 5623.
 

Шопинг со скоростью мысли

«Эксперт Украина» №11(62), 20 марта 2006

Лев Никитин, Сергей Скрипников

 

Из цифрового дома, по мысли экспонентов CeBITа, обыватель должен переместиться в цифровой магазин. Крупнейший германский розничный продавец Metro Group (в России управляет сетью Metro Cash&Carry) на CeBITе представил свою концепцию «магазина будущего», основанного на повсеместном применении технологии RFID (RadioFrequency IDentification), — радиочастотной идентификации. Все товары в таком магазине имеют специальную метку в виде небольшого кусочка фольги, похожего на почтовую марку и содержащего маленький чип, на котором записана информация о товаре. (Это может быть и просто цифровой код, как на штрих-кодах, и более подробная информация о сроке годности, условиях хранения и т.д.) Такая метка способна «отзываться» на сигналы считывателя. При поступлении на склад паллеты с товарами проходят мимо ворот со сканером, и система на лету проверяет, те ли товары, что были заказаны, прибыли на склад, какие условия хранения требуются для них, каков срок годности и т.д. На основании этих сведений груз распределяется по различным помещениям склада. Грузчики на них больше похожи на киборгов: в наушниках, в специальных перчатках, тоже оснащенных считывателем RFID, они идут по помещению, подчиняясь голосовым командам управляющей складом системы, указывающей, какую упаковку необходимо взять. Основными ИТ-партнерами Metro Group в этом проекте выступают ведущий разработчик ERP-систем SAP, крупнейший германский оператор связи T-Systems, а также IBM и Intel.

Однако самые интересные возможности новая система предоставляет покупателям. Пропагандируемый Metro процесс покупки теперь выглядит так. Покупатель приходит в магазин, берет тележку, оснащенную экраном и средствами беспроводной связи, и подносит личную карту покупателя к считывателю. Умная тележка обменивается данными с центральной системой и выводит на экран индивидуальный список покупок, сформированный на основе предыдущих визитов клиента в магазины данной сети. Далее тележка показывает схему торгового зала и отмечает на ней полки с нужными товарами. Подойдя к ним, покупатель может поднести упаковку к RFID-считывателю, после чего на экране появится исчерпывающая информация о товаре. Наполнив тележку, покупатель подходит к кассе, где его ждет сюрприз: отсутствие кассира. Чтобы расплатиться, не нужно даже выкладывать товар из корзинки — для этого достаточно лишь пройти мимо RFID-считывателя, на сигналы которого «отзовутся» каждая банка и пакет, после чего автоматически подсчитывается общая сумма, а деньги списываются с банковской карты. А если войти в примерочную с кофточкой, помеченной RFID-меткой, система сможет предложить наиболее подходящие к ней по цвету, размеру и стилю варианты юбок, пальто и других предметов гардероба. Основные на сегодняшний день проблемы RFID — дороговизна (сейчас цена одной метки — не менее 10–20 центов, что не позволяет клеить ее на индивидуальную упаковку дешевых товаров) и проблемы с безопасностью. Хакеры уже научились при помощи небольшого прибора размером с мобильный телефон перепрограммировать метки так, что, например, шерстяной костюм-тройка на кассе «отзовется» как пара носков. Однако представители Metro заявили, что все эти проблемы будут решены в ближайшее время. Многие из принципов Future Store уже реализованы в экспериментальном магазине Metro, открытом в немецком Райнберге. По данным Metro Group, перевод бизнес-процессов магазина на использование RFID-технологий позволит на двадцать процентов увеличить пропускную способность торгового предприятия и снизить издержки только в Германии на 8,5 млн евро в год.